Лого

Как распознать вовремя аутизм и что это за болезнь

Как распознать вовремя аутизм и что это за болезнь

В отличие от синдрома Дауна и других явных нарушений развития, аутизм не диагностируется и не обнаруживается ни у плода, ни у новорожденного.

И только когда малыш становится чуть старше, родители начинают замечать, что что-то не так, и слышат диагноз, который звучит как приговор. Между тем, врачи убеждают: если обнаружить болезнь в раннем возрасте и знать, что делать, синдром можно скорректировать и свести к минимуму его выраженность.

По каким признакам можно заподозрить, что делать и как вести себя с ребенком, если у него аутизм и что это за болезнь – разберёмся сегодня.

Что это за болезнь

Мозг человека постоянно принимает, обрабатывает и реагирует на огромные потоки информации. У обычного здорового человека реакции на те или иные раздражители одинаковые и их вполне можно предугадать и спрогнозировать.

Совсем другое дело – человек с аутизмом. Его мозг реагирует на те же самые потоки информации по-другому, часто вызывая недоумение и непонимание у окружающих.

Следовательно, можно говорить о том, что аутизм – это нарушение развития головного мозга, проявляющееся в искажении восприятия информации, отклонениях в поведении и сложностях во взаимодействии с другими людьми.

Как распознать

Врачи выделяют три основных группы признаков, при наличии которых, в их совокупности, можно заподозрить аутизм у детей:

  • социальные признаки;
  • поведенческие признаки;
  • признаки трудностей общения.

При этом, каждый отдельно взятый единичный признак, сам по себе, о таком диагнозе не свидетельствует.

Но если вы заметили сразу по несколько признаков из разных групп, это повод для консультации с доктором.

Социальные признаки

  • Ребенок предпочитает одиночество, ему интересней посидеть одному в сторонке, чем находиться в обществе с кем-то ещё.
  • Не любит прикосновения, объятия, поцелуи и другие тактильные контакты.
  • Смотрит не в глаза другому человеку, а на рот, лоб или в сторону, избегает прямого зрительного контакта.
  • Нет явного интереса к происходящему вокруг: предметам, людям, присутствует некая отрешённость от происходящего. Как следствие, запаздывает «возраст вопросов», малыш не пристаёт к взрослым с классическими «почему?».
  • В отношении мамы обычно две крайности: или неестественная холодность, или болезненная привязанность.
  • Не стремятся подражать взрослым и копировать их поведение, поступки, действия.
  • Выдают непредсказуемые реакции на внешние раздражители: громкий резкий звук и яркий свет могут вызвать улыбку, а едва слышный шорох – истерику.
  • Больше интереса у таких детей вызывают не игрушки, а предметы обихода (футболка, ботинки и др.), с которыми они и предпочитают играть часами.
  • Имеет место замедленное развитие речи, произносит мало слов для своего возраста.

Поведенческие признаки

  • Чрезмерная избирательность в еде. Например, кроха согласен есть только кабачок, порезанный кубиками, предложенное пюре из кабачка может вызвать истерику.
  • Зависимость и приверженность четкому распорядку дня. Предложение погулять вместо дневного сна способно вызвать приступ недовольства и истерики.
  • С трудом отвлекается от однообразных повторяющихся действий. Например, перекладывания мелких предметов из одной емкости в другую, или от последовательного закрашивания карандашом кружочков.
  • Систематически подолгу повторяет одни и те же движения.
  • С трудом привыкает к новой обстановке, окружению и условиям.

Признаки трудностей общения

  • Кроха как будто отрешён от происходящего вокруг, ничего не просит и не требует.
  • По нескольку раз повторяет одни и те же слова.
  • Не улыбается в ответ на улыбку.
  • Не понимает и не использует языки мимики и жестов.
  • Не поддерживает контакт и диалог, не даёт ожидаемой реакции на просьбы о чем-либо.
  • Частенько использует придуманные им самим фразы.
  • Нет потребности играть с другими детьми, общаться и дружить.
  • Систематически говорит о себе в третьем лице (Ваня пришёл, Ваня кушает) или множественном числе (мы пошли, мы купаемся).

Когда можно обнаружить

Грамотный специалист способен обратить внимание на отклонения в развитии ребенка и заподозрить ранний аутизм уже в возрасте 3 месяцев.

Однако, в большинстве своём признаки раннего аутизма обнаруживаются родителями и врачами в возрасте 18-24 месяцев.

Помимо перечисленных выше признаков, можно выделить дополнительные симптомы и показатели раннего детского аутизма:

12 месяцевОтсутствует детский лепет
12 месяцевНет жестикуляций (показывание на предметы, махание «пока-пока»)
16 месяцевНе говорит слова
24 месяцаНе говорит фразы из двух слов

 

Как правило, ближе к трём годам нарушения в развитии уже очевидны. В этом возрасте для диагностики применяются специальные тесты на аутизм, которые позволяют поставить точный диагноз.

Признаки аутизма способен заподозрить педиатр, однако, после этого он должен направить ребенка для подтверждения диагноза к детскому психиатру. Именно этот врач является профессионалом в области различных нарушений развития мозга.

К сожалению, во многих муниципальных поликлиниках такой специалист отсутствует. В этом случае имеет смысл поискать хорошего детского психиатра в платном медицинском центре.

Причины

Наиболее вероятная причина развития аутизма, по мнению ученых – это генетика. Как это ни банально, но аутизм передаётся по наследству.

Соответственно, если у вас или у вашего мужа в роду были родственники со странностями или с психическими расстройствами, вполне возможно, что те или иные нарушения могли перейти по наследству.

Также в числе причин, вызывающих аутизм, учёные называют различные инфекции и заболевания, перенесённые матерью в период беременности, употребление ею алкоголя и наркотиков.

Как лечить

Аутизм не излечим в общепринятом смысле этого слова. Нет в мире лекарства или волшебной таблетки, выпив которую, ребенок избавится от расстройства восприятия информации головным мозгом.

Однако, есть и хорошая новость! Аутизм аутизму – рознь, особенно у взрослых. Если выявить заболевание как можно раньше и начать с ребенком заниматься, можно с возрастом скорректировать его поведение и мировосприятие, превратив малыша с психическим расстройством в человека со странностями, живущего, тем не менее, полноценной жизнью в обществе.

Главное, что нужно ребенку с аутизмом для коррекции поведения и адаптации к социуму – это общение с теми, кто умеет с ним общаться и делает это правильно.

Грамотный детский психиатр знает конкретные занятия и упражнения, которые следует выполнять ежедневно с ребенком, уделяя этому минимум 5 часов для получения эффекта.

Задача родителей – найти грамотного специалиста, который обучит их таким упражнениям, чтобы мама и папа могли выполнять их с ребенком самостоятельно дома. Именно в этих занятиях, а также правильном общении и поведении по отношению к малышу – главный залог успеха лечения аутизма.

Часто детский аутизм сопровождается вполне конкретными симптомами, такими, как нарушения сна и агрессия к окружающим.

От этих состояний доктор может назначать соответствующие лекарства: снотворное и успокоительное, однако, злоупотреблять ими не следует из-за наличия множества побочных эффектов.

Как правильно общаться с больным аутизмом

Главное, что нам следует понять: люди с аутизмом другие, они иначе воспринимают и трактуют информацию. Они не понимают нас, мы не понимаем их.

Известный детский врач-педиатр Е.О. Комаровский сравнивает больных аутизмом с людьми с другой планеты. И наша задача – научиться с ними общаться так, чтобы они понимали нас, а мы – их.

Главные правила общения следующие:

  • Не следует загружать речь лишними словами.

 

НеправильноПравильно
А давай-ка мы с тобой и вот этим синим мишкой решим присесть на этот мягкий желтый диванчик.Давай сядем на диван с мишкой.

 

  • Голос должен звучать спокойно, ровно, нейтрально, и быть с положительным ключом.
  • Фразы должны быть четко сформулированы и структурированы.

 

НеправильноПравильно
Может быть ты хочешь скушать яблоко или ты хочешь банан, а может, персик?Хочешь яблоко?

Аутизм – это не приговор, а образ жизни. Как бронхиальная астма, как диабет. Если уделить время ребенку, научиться его понимать, и помочь ему научиться понимать нас, можно вырастить практически здорового человека с некоторыми особенностями и странностями в общении, но и только. С другой стороны, кто в наше время без тараканов в голове? Уверена, это не самое страшное!

Поэтому, услышав диагноз аутизм в адрес вашего ребенка, советую не расстраиваться и не отчаиваться раньше времени, а всего лишь разобраться в проблеме и попытаться её решить. Это вполне выполнимая задача.

Напоследок делюсь с вами ссылочкой на отличный интернет-магазин mothercare, где можно купить качественные развивающие игрушки для детей с приятными скидочками, сама в нем покупаю, и вам рекомендую заглянуть туда, чтобы не переплачивать в других местах.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:

Подпишись на обновления блога


    Комментариев к статье: 8

  • Да, аутизм сложное и пока не излечимое заболевание. Но может когда-нибудь врачи его осилят. И скорее всего это будет не таблетка, а коррекция на уровне состояний сознания родителей, поскольку именно это и закладывает на генном уровне такое заболевание детям. Уже сейчас есть патент на методы лечения с помощью изменения состояний сознания.

    Ответить
    • Лидия, наука не стоит на месте, будем надеяться, в скором будущем ученые разработают какие-то новые методики лечения аутизма.

      Ответить
  • У подруги дочери был аутизм, правда, в очень легкой степени. Слава Богу, вовремя диагностировали и ребенок нормально социализировался. Отклонения, конечно есть, но не страшные, как при этом диагнозе.

    Ответить
    • Светлана, вот как раз потому, что рано заметили и смогли скорректировать — ребенок вырос практически здоровым, лишь с небольшими странностями, но, повторюсь, у кого их нет? ))

      Ответить
  • Сейчас очень много методик лечения для таких детей, я думаю в будущем, найдут еще более эффективные способы, спасибо за статью

    Ответить
    • Евгений, несомненно, ведь медицина и психология развиваются во всех областях.

      Ответить
  • Большие молодцы те родители, кто не только вовремя замечает, но и делает всё, чтобы помочь своему ребёнку. У меня в окружении две семьи, и в итоге малыш, у которого форма была намного более тяжелой, социализирован гораздо лучше того, про которого родители решили «само пройдёт», потому что родители первого чего только ни предпринимали и выполняли все указания специалистов.

    Ответить
    • Яна, к сожалению, аутизм — это не ОРВИ, само не проходит. Здесь, наоборот, жизненно необходима правильная активная терапия, которая заключается в работе со специалистом, а потом — самостоятельно дома с мамой.

      Ответить

  • ;-)
  • :smile:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :cry:
  • :cool:
  • :???: